Русская апокрифическая студия

Библиотека Наг-Хаммади | Новозаветные апокрифы | Ветхозаветные апокрифы | Герметизм
Гностицизм | Свитки Иудейской пустыни | Исследования | Ссылки | Гостевая книга

А. Мома

ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ 1.

К Главе 1: а) Мф. 3,16.

б) Откр. 4,4 и далее.

в) Откр. 10,3.

* Здесь нет речи о перечеркивании новозаветной хронологии событий, а речь идет об одиннадцатом из двенадцати посвящений во все крупнейшие эзотерические таинства, в т.ч., видимо, и в гностические. Это 11-е посвящение было, согласно "Pistis Sohia" Елены Петровны Блаватской, ключевым и подразумевало вхождение в 12-е; при этом, у каждого из этих испытаний было "по две стороны", отсюда и 24 Тайны (в Космосе, или Таинства, на земле) в последующих предложениях.

Кстати, мы настоятельно рекомендуем читателю комментарии Е.П. Блаватской к нашему тексту - столь же хорошо служащих лучшему пониманию текста как целого комментариев, на наш взгляд, нет даже к академическим переводам "Пистис Софии" на европейские языки. (См. ст. "Pistis Sophia" в сбк. Е.П.Б. "Скрижали Кармы", стр. 114-218. М., Сфера, 1995.)

** Место, или Topos, по-гречески. Е.П.Б. пишет, что Topos соответствует санскритскому Loka (Кама-Лока - Область Желаний и т.п.; см. комм. на Бхагавадгиту и др. лит.). Кроме того, близкое по звучанию слово Tapas на санскрите означает конкретный религиозный обряд, очевидно, соответствующий каждому Месту.

*** "Заповеди". Е.П.Б. пишет, что, на уровне посвящения, древняя формула, произнесения которой от ученика в масонских ложах требовал Тилер (или страж у дверей ложи). "Как прекрасно доказал Регон, следуя оккультной традиции, - продолжает Е.П.Б., - масонство было вынужденным продуктом гностических мистерий, рожденным в результате компромисса между "политическим" христианством и гностицизмом."

**** Второе Пространство Первой Тайны, как утверждает Е.П.Б., соответствует в эзотерическом языке второму плану сознания изнутри (т.е. "Внутренних Частей") или сверху, на котором находится буддхи (духовная душа), носитель Атмана (универсального духа), Первой Тайны, она же последняя, в бесконечном цикле эманации о повторного поглощения.

***** В египетском эзотеризме гностический "символ голубя" был представлен глифом крылатого земного шара. Голубь, - пишет Е.П.Б., - опустившийся на Иисуса во время его крещения, - это типичное сознательное "нисхождение" "высшей личности", или души (атма-буддхи) на Манас, Высшее Эго, или, другими словами, соединение в ходе посвящения Христоса (греч. "Помазанника (Божия)") с Хрестосом (греч. "Благим", "Благодатным"), или непреходящей индивидуальностью во Всем - с трансцендентальной личностью, Адептом.

****** Еще немного о Первой Тайне. Ближе к концу Книги 2 Иисус сам называется Первой Тайной, т.к. происходит от нее (т.е. от Отца своего).

Иерархия Эманаций в Сокровище Света, пишет Е.П.Б., согласно первым трем Книгам Пистис Софии, состоит из Несказанного, называемого также Богом Истины и Внутренней Частью Внутренних Частей, а также из Членов (иногда - Слов) с одной стороны, и Тайн (чаще в ед.ч.) Несказанного. Во главе всех этих Тайн стоит Тайна Несказанного, или Первая Тайна, именуемая также Единственным Словом (Логосом) Несказанного. От нее исходит Единственная (чаще - Первая) Тайна Первой Тайны, а затем - 3, 5 и 12 других Тайн.

Помимо того, что о Последней Тайне сказано в Прим. выше, добавим устами Е.П.Б., что Первая Тайна есть последняя также, как Атман есть одновременно и первый, и седьмой принцип человека (микрокосма) и макрокосма.

******* Троичные Силы, пишет Е.П.Б., являются одним из аспектов Троичного Логоса, а Двадцать Четыре Невидимых - это 21 (7х3) исходящий Луч с их тремя Logoi.

******** Греческое заимствование "Probolai" мы переводим, здесь и далее, как Эманации. В дальнейшем словом "Эманации" будут переводиться и другие синонимичные "Probolai" слова коптского текста.

********* "Непарные". Согл. Блаватской (см. там же) - те, кто не имеет сизигии, т.е. "второй половинки", полового партнера. Они же - кумары в индуизме. Именно иерархия кумаров воплощается в каждого человека как его Высшее Эго, или Манас.

********** Итак, вот что пишет Е.П.Б. о Деканах, Литургах (греч. Diakonoi) и Спасителях. Спасители в гностических системах составляли некую шкалу Эманаций, или Проекций. Всего Спасителей 12. Первые 7 управляют Эманациями Семи Звуков (Гласных Звуков, или Аминь), а последние 5 правят Пятью Деревьями, и все они - от Сокровища Света. 12 Спасителей идентичны Додекаде валентинианской Плеромы. (См. ряд текстов из Наг Хаммади валентинианского толка, а тж. "Евангелие Египтян".)

12 Литургов суть проявление примордиального (т.е. первоначального) Типа Додекады Плеромы в Месте (или Локе) другого Плана.

Во главе Сферы Иеу (Первого Человека в гностицизме; о нем чуть ниже в Прим.) Стоят 5 Великих Архонтов, созданных из Сил Света Правой Части; это Планетарные Правители: Сатурн, Марс, Меркурий, Венера и Юпитер (данная "планетарная" трактовка тж. чрезвычайно близка к розенкрейцеровской). Под ними находятся 360 других Сил, или Деканов; под ними, пишет Е.П.Б., опять-таки, в Месте Воздуха (вспомним, что "Воздух" - это эфир в оккультном смысле, вспомним тж. демонов воздуха в православной традиции) пребывают, совпадая с ними по численности, 360 других Архонтов с Пятью (тж. Великими?) Архонтами над ними. Низшие отказываются верить в Тайны Света и склоняют души ко греху. Этот бесспорный дуализм характерен для гнозиса в целом. Всё в природе является добром или злом в соответствии с природой и намерением человека, в каждый момент своей жизни человек может выбрать Левое (Левую Часть) или Правое (Правую Часть). Эти числа - 360 и 365 - встречаются в системе Василида (360 Сил у него составляли Абраксас) и эонологии других школ, иногда они составляют часть содержимого Плеромы. Например, в гностических школах Египта гении-хранители каждого дня призывались против силы Тифона, египетского Ахримана. Они составляли третий уровень богов египетского пантеона.

*********** Мы принимаем более ранний вариант Е.П. Блаватской - "Дитя Ребенка", у М.К. Трофимовой - "Сын Сына" (см. сбк. РАН "Знаки Балкан", М., 1994). Е.П.Б. трактует "Дитя Ребенка" как Манас в индуизме, ребенок Буддхи на высшем плане сознания, + Низший Манас, дитя Высшего Манаса на низшем полу-человеческом плане. Близнецы же = Низший + Высший Манас в эзотеризме.

************ "Три Аминь", пишет Блаватская, это высшая триада в семеричном человеке; Место Пяти Деревьев - это земля и местности, на которых развивались нынешняя и прошлые 5 Коренных Рас (о них см. ее "Тайную Доктрину"). "Семь Аминь", или "Семь Гласов (Звуков)" аналогичны Семи Аум, или Голосу Внутреннего Бога восточного эзотеризма. Семь Громов Откровения Иоанна Богослова - примерно то же самое, и относится к таинствам инициации. Опять же, в макрокосмическом аспекте Семь Аминь - 7 лучей каждого из Трех Аминь, образующих Двадцать Четыре Невидимых, "и т.д. до бесконечности".

************* Е.П.Б. отмечает, что с т. зр. теософии, гностическая Плерома (она же - Полнота в дословном пер. с греч.) соответствует Пространству Абсолюта (или, добавим, Парабрамана индусов) с его Семью Планами, или Ступенями Сознания и "всем остальным".

К Главе 2: * Месяц Тобэ, или Тевет, продолжался с 20 декабря до 18 января. См. Блаватскую, там же.

Кроме того, в до-гностическом Codex Nazoreus мы встречаем некоего Тобо, переносящего душу Адама из Оркуса (о нем см. в наших Прим. к гл. 68) к Месту Жизни, и поэтому называется "освободителем души Адама". Очевидно, этот "месяц" был посвящен у гностиков ритуалам и мистериям в честь Тобо.

См. "Теософский Словарь" Е.П.Б. Москва, "Сфера", 1994.

** Эта дата показывает, согласно Блаватской, что все вышеприведенное - описание мистерий, т.к. все великие посвящения происходили в полнолуние.

К Главе 4: * Е.П.Б. пишет о Трех Формах Света: "В буддизме три буддхических тела или Формы называются так: нирманакайя (преображенное посмертное состояние как форма добровольного отказа адепта - как правило, буддизма Махаяны - от дхармакайи), самбхогакайя ("Тело Возмещения", в принципе, то же, что нирманакайя, но с прибавлением Славы Трех Совершенств, одно из которых - полное угасание всех земных забот) и дхармакайя (абсолютно нирваническое состояние). См. прим. 87 в сбк. "Весть Е.П. Блаватской". Л-д., 1991.

К Главе 5: а) Мф. 14.27; Мк. 6.50; Мф. 5.12; Ин. 16.25

К Главе 6: а) Мф. 28.18.

К Главе 7: а) Мф. 5.12.

б) Мф. 5.12.

в) Ин. 15.19, 17.14-16.

г) 1 Кор. 2.8.

д) Мф. 11.10, 3.11; Мк. 1.2; Лк. 7.27.

е) Ин. 1.20.

ж) Мф. 17.10.

з) Мф. 17.11.

и) Мф. 11.14.

* "... в тело ваших матерей" - разумеется, речь идет не о плотских матерях, тем более, что слово "тело" в единственном числе, т.е. обозначает "субстрат". Речь идет о 12-ти принципах ("матерях"), или дхармах, человеческого сознания. См. в т.ч. Блаватскую, там же (т.е. "Pistis Sophia").

** "Вышина". Вероятно, часть Плеромы, ибо описание ее Членов, как правило, туманно. Е.П.Б. пишет, что "Вышина" - это Арупа, или лишенные формы планы сознания, которые отражают Иисуса как махатмический прототип (человека), или Высший Манас.

*** То есть, пишет Е.П.Б., все это надо понимать так, что посеянная Сила является отражением Высшего Эго, или Низшим Кама-Манасом. Кстати, в русском переводе Блаватской К. Бурмистрова опечатка (там "Низшего Кама-Манаса").

**** В гл. 86 мы читаем о Великом Правителе Середины, Великом Иао (не путать ни здесь, ни там с Иеу, как Великим, так и Малым; ведь Иеу присутствует в той же гл. 86, к примеру, только чуть выше в тексте), и о 12 Слугах (Диаконои), благодаря которым он получает Фому и Силу. "Как вверху, так и внизу" - резюмирует Е.П.Б. Мы переводим греч. Arhon в ряде случаев (где этот термин должен носить уничижительную окраску) как Архонт, в ряде случаев (где не должен - в высших мирах) как Правитель.

К Главе 8: а) Мф. 5.12.

б) Мф. 5.12.

* В системе Иустина-гностика (см, Philosophumena Ипполита, V, 26), напоминает Е.П.Б., Первая Триада состоит из двух мужских Принципов и одного женского. Первый Мужской назван Добром и наделен универсальным предвидением, Второй Принцип, Элохим (те самые Элохим из Быт., 1) является совокупным Отцом всех творений или порождений, но не обладает предвидением и слеп. Третий, женский Принцип, также лишенный предвидения, колеблющийся и нерешительный, имеет двойное тело, причем он выглядит как дева в верхней части и как змея в нижней (астрономически это Дева-Скорпион древнего Зодиака); его Имя - Эдем, или Израиль (каббалистически это одно и то же). У Эдем и Элохим возникло желание друг друга, и из их соития родилось 24 Ангела, 12 из которых отцовские, а 12 - материнские. Среди отцовских - Гавриил.

В сочинениях "Против Цельса", VI, 30, а также в "Доникейских Отцах", IV, 586, Ориген многословно и презрительно обсуждает "ненавистную диаграмму" гностиков-офитов, на которую и ссылался Цельс. В нем Гавриил является четвертым из семи управляющих Демонов и "диаграмма изображает его как Гавриила, подобного Орлу". В древней астрологии говорилось, что Гавриил правит под знаками Тельца и Луны, т.е. это Демон Луны и одновременно Правитель созвездия Тельца, отмечает Е.П.Б..

** 4-я Книга (гл. 136) Пистис Софии (в отличие от Епифания, из выкладок которого становится ясно, что Барбело офитских школ была идентична Софии-Ахамот, например, "Апокрифа Иоанна", или Пистис Софии нашего текста) сообщает нам, что Барбело суть одна из Триады Невидимых (гл. 137 утверждает также, что она - Мать Пистис Софии) - Аграммахамарей, Барбело и Бделле - в Левой Части, гда находится Тринадцатый Эон. Дважды она именуется, отмечает Е.П.Б., Силой Невидимого (Несказанного) Бога и Матерью 23 Эманаций. Гностики-барелоиты, судя по всему, считали, что Барбело - это Дух Святой. Т.о., Св. Дух почти всех гностиков (не только барбелоитов, но, например, большинства "докетов", т.е. считавших физическое тело Иисуса иллюзорным) - женского рода.

*** "Великий Саваоф, Благой". Е.П.Б. напоминает нам, что в Пистис Софии есть 3 Саваофа, так сказать, 3 аспекта Силы, или Принципа, сокрытого в этом Имени. Первый аспект - Великий Саваоф, Благой, Отец Души Иисуса; второй аспект - Малый Саваоф, тоже Благой, названный в Космосе Зевсом (или Юпитером римлян), одним из планетарных Архонтов; третий аспект - Саваоф-Адамас, правитель над шестью из 12 Архонтов (кстати, именно его сизигией - женской, между прочим, сущностью - является Иегова, или Яхве (YHWH), лунное божество каббалистов, полагаемое в официальном христианстве "Богом-Отцом (!)", т.е. мистическим Отцом Иисуса Христа; эзотерическое христианство полагает таковым Иеу, Сына Великого Саваофа, см. гл. 86 и далее), этот Саваоф-Адамас также в Нижних Частях - один из Архонтов, наказывающих души, чей исполнитель подносит реинкарнирующим душам "чашу забвения".

**** 1) "Правая Часть". В "Пистис Софии", напоминает в одноименной статье Е.П.Б., планы сознания, непосредственно примыкающие сверху или снизу к Сокровищу Света, подразделяются на три главных Части, или суб-плана: Правую, Левую и Среднюю (Середину). Обязанностью Правителей Правой Части является формирование, оформление или строительство всех низших планов бытия путем привнесения вниз Света из его Сокровища и принуждения его возвратиться туда снова, т.е., в другом смысле, спасая души, пригодные к восхождению на некий высший план. Валентиниане считали Правую Часть "Психическим Топосом", где также обитал Саваоф в своем аспекте Демиурга и Творца Душ.

2) "Левая Часть". Также она называется Местом Справедливости, - это план, или лока, к которому тяготеют все кающиеся души, ибо именно здесь впервые произошел "конфликт" (т.е. разделение и распределение) между Светом и Хиле (Веществом, или Астральной Материей). Е.П.Б. также полагает, что Правое, Левое и Среднее - ни что иное, как индуистские Брахма, Вишну и Шива, т.е. Тримурти, все время проявляющая себя, причем здесь, считает она, очень четко представлены идеи Творения, Сохранения и Разрушения-Восстановления.

***** Середина, или Средняя Часть находится над Вышиной, но ниже Плеромы. Это, отмечает Е.П.Б., особое место пребывания психиков, как Плерома - пневматиков, или духовных людей. Т.о. Архонты Середины опекают человеческие души. Это - местонахождение Софии-Ахамот, т.е. Внешней Софии, или Пистис Софии, которая, желая Света, без Сизигия (не зря после этого в тексте ее называют просто Софией, т.к. Пистис (Вера) - и есть ее сизигий, о чем, впрочем, в нашем тексте не упоминается ни разу, зато сизигием этой Софии назван сам Иисус) пала из Огдоады (Восьмерицы) в Гептаду (Седьмицу), высшим суб-планом которой правит Демиург, Иалдабаоф, своевольное существо Пистис Софии. Когда Пистис София вновь достигнет Плеромы, Демиург низших миров вознесется в Середину. Другими словами, когда Низший Манас соединится с Высшим, то очистятся элементы Кама (санскр. - страстного желания), сопровождающие Высший Манас и постоянно в него внедряющиеся. Далее о Середине читаем более подробно в Прим. к гл. 86:

"Вверху находится Малый Иао, Благой, называемый в Эонах Великим (!) Иао, затем идет Дева (Девственница) Света, которой подчинены 7 Дев Света, 15 Помощников, т.е. по двое у каждой из семи (не путать с 5-ю Великими Парастатаи (Помощниками), ибо это только некий аспект последних на низшем плане), и 12 Слуг. Середина тождественна 13-му Эону нашего текста и текстов из Наг Хаммади, ниже него идут 12 Эонов."

****** "Смесь". Ниже Последней Тайны Сокровища Света, или Плеромы, напоминает Е.П.Б., находятся: Великий Свет Печати Света, разделяющийся на Пять Печатей Света (в Откр. Иоанна Богослова постоянно упоминаются Семь Печатей в рамках строго семеричного эзотеризма этого документа, у нас же - только Пять Печатей), далее следует Первая Заповедь, которая делится на Семь Тайн, за ними идут Великий Свет Светов (которому произносила как минимум несколько из своих покаяний Пистис София), у которого есть Пять Великих Помощников (интересно, что здесь Пять Печатей, или Иероглифов в ряде гностических текстов, или Идей, повторяются "внизу" как Пять Помощников, а Великий Свет Печати Света - как Великий Свет Светов), причем эти Помощники проводят Силы Света в нижние планы, и последний из этих планов - Место Наследия Света, где и будут обитать спасенные души. В Середине также обитают Помощники, их там 15 (5х3). Почему везде пятерки? Это Типы Пентады валентинианской Плеромы (см. Карту Плеромы в "Pistis Sophia" Е.П.Б.), и вообще 5 - это число человека, ибо для среднего человека нашей, 5-й, "арийской", согласно Блаватской, Расы, триада атма-буддхи-манас, входящая в совершенный Септенарий (Семерку; туда входят также астральный и физический планы) кажется единством (тогда как над "атма" есть еще 2 Великих Плана, в т.ч. Плерома, или инд. Махат).

******* "Одеяние". Согласно Е.П.Б., оно соткано из Акаши индусов, или Астрального Света современных теософов.

К Главе 9: а) Мф. 28.18.

К Главе 10: а) Кол. 1.17.

б) Ин. 16.16, 16.28.

в) Ин. 17.5.

* Т.е. "Одеяние, Чудесное Одеяние моей Силы" - в толковании Е.П.Б. Немецкие переводчики предлагают иное деление на слова, согласующееся именно с такой трактовкой "письмен": зама зама озза рахама озай - см. Gnostische Koptische Schriften. Berlin (W.), 1959. Е.П.Б. утверждает, что под этими пятью словами (видимо, это то же самое, что М.К. Трофимова перевела как Пять Разрезов, или Надрезов, а мы - как Пять Скрижалей в гл.1) понимались сокрытые при помощи анаграммы 5 Тайных Сил, изображенных на одеянии "воскресшего" посвященного после его последнего испытания, пребывания в трехдневном трансе; 5 превращается в 7 только после его смерти, когда адепт окончательно становится Иисусом-Христосом (Кришна-Вишну), т.е. погружается в Нирвану.

Далее по поводу Одеяний Е.П.Б. дает несколько расплывчатый комментарий, но достойный упоминания. Очевидно, пишет она, что в тексте речь идет о Трех Одеяниях, или неких трех буддхических (только буддхических!) мантиях, трех ступенях посвящения. При этом Первое Одеяние сияет сиянием всех Имен Тайн и всех Эманаций Чинов Пространств Несказанного (Пространств, которых как минимум три, см. прим. к Гл. 95); Второе Одеяние сияет сиянием всех Имен Тайн и всех Эманаций Чинов двух Пространств Первой Тайны; Третье же Одеяние сияет сиянием всех Имен Тайны, Дающей Откровение, которая называется Первой Заповедью Снизу, у Имен Небосвода (Вышины?).

** Одна из бесчисленных аллегорий данного текста. "Приди к нам", по Блаватской, не прямой призыв, но намек на завершение цикла бытия проявленного мира, или "Великий День Будь-с-нами". Соответственно, "приди к нам поскорее", означает более скорое попадание в Царствие Света для всех, следующих Учению.

*** "Последний Предел" - то же самое (см. Philosophumena Ипполита), что Гор, или Ставр валентиниан. Но "Пистис София", пишет Е.П.Б., намного богаче по своему эзотеризму, и там есть множество Пределов, соответствующих каждому плану и суб-плану, также как есть несколько Плером.

Ставр же, или Крест (+), согласно Е.П.Б., это потенциальная возможность положительной и отрицательной, т.е. ян и инь, мужской и женской силы в природе. Эти Силы также названы Членами ("Приди к нам, ибо мы - твои друзья (и) Члены"), или участниками, потому что участвуют в творении высшего в абстрактном смысле и низшего в конкретном. В абстракции же + исчезает и становится О, а потому назван (Последним) Пределом, ибо низшее - это естественное творение пола, а высшее - творение Богов, или Разума, т.е. Плеромы.

**** "Тайна Троичной Силы", или Тайна Троесильного, согл. Е.П.Б.. Речь идет, прежде всего, о Тайне Имен Троесильного, см. Прим. к Гл. 137.

К Главе 11: а) Деян. 22.9.

К Главе 14: * "Великий Невидимый Праотец". Он находится, согласно Е.П.Б., во главе иерархии Левой Части (Части Справедливости) и 13-го Эона. Между прочим, Великая Сила этого Невидимого Бога суть Барбело, а сразу за нею - Трое Троесильных.

К Главе 15: а) Иуд. 6.

* "Адамас". В гл. 137 мы читаем, что 6 из 12 Эонов управляются Саваофом-Адамасом, а 6 - Иабраофом. Эти 12 Эонов во имя усиления своей власти упорствуют в тайне сношений. Однако в этом им противостоит Иеу, а потому Иабраоф и его Архонты обращаются к Тайнам Света. Т.о., Иеу поднимает их в Место Вышины и приносит в Чистый Воздух, в Солнечный Свет, в Место (Часть) Середины и Невидимого Бога. Но Саваоф-Адамас и его Архонты (в количестве 1800 (360х5), + над ними еще 360 других Архонтов, и 5 Архонтов над ними, итого 1800+365=2165) все равно будут продолжать тайны сношений, поэтому Иеу заключит их в Сферу Геймармены (Судьбы). Если же использовать, как советует Е.П.Б., астрономический ключ, то Иеу - Духовное Солнце, отец физического Солнца, которое, в свою очередь, является отцом семеричной цепи планет Меркурия (см. Тайную Доктрину, т. II, стр. 28)

** Следует, устами Е.П.Б., подробнее остановиться на Первой Тайне. Сокровище Света состоит из Несказанного (он же - Внутренняя Часть Внутренних Частей), а также из Членов (Слов) - с одной стороны и Тайн Несказанного - с другой. Во главе всех Тайн стоит Тайна Несказанного, или Первая Тайна, именуемая также Единственным Словом (или Логосом) Несказанного. Сама же Первая Тайна (Сокровища Света) включает в себя, во-первых, видимо (если это не преднамеренная путаница) Двенадцать Тайн, во-вторых, Первую Заповедь, Пять Печатей (см. тж. Откровение Иоанна Богослова), Великий Свет Светов (как он назван Пистис Софией в покаянных гимнах, см. тж. Откр.) и Пять Великих Парастатаи (Помощников). Таковы Наследия Света, лучи Света которого являются Силами Света всех планов, вплоть до грубого физического. От этой Первой Тайны исходит Единственная Тайна Первой Тайна, а затем 3, 5 и 12 других Тайн.

*** Иеу - Отец Отца Иисуса, тогда как Отец Иисуса - Великий Саваоф, Благой. Он обитает в Правой Части. У него, как напоминает нам Е.П.Б., множество титулов в тексте: Смотритель Света, Первый Человек, Предстоятель Первой Заповеди, Страж Покрова. Кроме того, в 4-й Книге П.С. Несказанный, к которому Иисус обращает свои призывы, называется Отцом всего Отцовства (Текст б\н из "Кодекса Брюса" предполагает здесь наличие 12-ти Отцовств), то мы имеем трех, а не двух, Отцов Иисуса: Несказанного, Иеу, а также Великого Саваофа.

К Главе 16: * В тексте здесь и далее явно прослеживается "разделение труда" между божествами со сходными задачами. Так, например, Геймармена ведает божествами и ангельскими чинами, а Мойра - людьми. Далее о них см. Прим. к гл. 84 и 111.

К Главе 17: а) Мк. 4.9.

* Не следует, напоминает Е.П.Б., смешивать Марию (в англ. пер. тж. назв. Мариам), она же Мария Магдалена, с Марией, матерью Иисуса, так как далее не везде в тексте оговаривается то, что речь идет о матери Иисуса, но в лучшем случае сказано: "другая Мария". О Марии, матери Иисуса, Е.П.Б., чтобы было легче распознать ее в диалогах, говорит, что она обладала наибольшей духовной интуицией (в ней "жил Человек Света") и была, судя по всему, наиболее выдающимся из учеников Иисуса. Гностики также говорили о сестрах Марфе и Марии - вот уже и три Марии. Блаватская резюмирует: "В эзотерическом смысле Мария-мать, Мария - сестра Марфы и Мария Магдалена соответствуют Буддхи, Манасу и Низшему Манасу".

** Здесь и далее призыв "говорить открыто" означает "без притчи"; тем не менее, в этом "прямоговорении" масса эзотерических шифров, как, впрочем, и в "исторических" Евангелиях Нового Завета.

К Главе 18: а) Мк. 4.9.

б) Исайя 19.3.

в) Исайя 19.12.

г) Исайя 19.12.

д) Исайя 19.12.

е) Мк. 4.9.

* Несохранившийся апокриф.

К Главе 21: * "Четыре и Три Угла". Это, согласно Е.П.Б., термины оккультной астрологической системы, основанные на типе Триады и Квартернария и соответствуют трем высшим и трем низшим Принципам, в сумме составляющих 7. В экзотерической астрологии они означают обычный треугольник и квадрат. Восемь же конфигураций таковы: H < 8 ό ┴ (символы переданы с небольшими искажениями ввиду несовершенства шрифтов компьютера).

К Главе 25: * "Мелхиседек". Philosophumena, VII, 36 упоминает о мелхеседекианах, которые, пишет Е.П.Б., приписывали Теодоту, рыбаку, основание их школы. Они учили о том, что Христос снизошел на человека-Иисуса при его крещении (а это вполне гностическая точка зрения), и что он был высшей, чем Христос, Небесной Силой: то, что Христос должен был сделать для людей, Мелхиседек сделал для Ангелов. Он не имел ни отца, ни матери, ни потомства, его появление и корни были непостижимы. В Корпусе Наг Хаммади есть текст, который так и называется - "Мелхиседек" (НХ, IX, 1), но из-за своей очень плохой сохранности он мало что проясняет. Мало что проясняет (в этом плане, но по иной причине - Кумранская община не была склонна к обширным космологическим построениям) и "Мелхиседек" из текстов Кумранских рукописей, найденных также как и гностическая "Библиотека Наг Хаммади" в середине ХХ века.

Из "Пистис Софии", однако, напоминает Е.П.Б., мы узнаем, что тремя главными божествами Правой Части были Иеу, Зорокофора Мелхиседек и Великий Саваоф, Благой. Обязанностью Мелхиседека и его Приемщиков было возвращение Света обратно в Сокровище.

** Здесь и далее окончания заимствованных коптами у греков терминов мы пишем в соответствии с правилами греческого, а не коптского языка, как это и принято в коптоведческой папирологии на Западе. Это тем более важно, что в коптском переводе иногда имена в единственном числе (как в данном случае) перепутаны с именами во множественном.

К Главе 27: * Теософская и ведантийская доктрины, как, в завуалированной форме, и данный текст, акцентируют наше внимание на том, что век зла (Кали-Юга индусов) короче, чем прочие Юги, или периоды.

** "Они погибли бы в огне, в том, что пребывает в плоти Архонтов". То есть, пишет Е.П.Б., кама-манасическая сущность погибнет в низших космических силах.

К Главе 30: * Явная ошибка в коптском переводе с греческого - там "в Двенадцати Эонах".

** В тексте -"Двенадцати Эонов", что, как считает Г.-М. Шенке, опечатка.

К Главе 31: * Иалдабаоф (с расшифровкой имени) встречается в более подробном описании, как первая эманация Демиургов в т.ч. видимого падшего мира, а также как совокупность уже своих деяний и эманаций (чего практически нет в нашем тексте) в "Апокрифе Иоанна" из Корпуса Наг Хаммади, к которому мы и отсылаем читателя. Вообще, космологически, пожалуй, именно "Ап. Ин." ближе всего к нашему тексту.

К Главе 32: * Е.П.Б. трактует эти "покаяния" так: "Душа, проходя через различные уровни и планы эволюции, в каждом из них достигает срединной точки равновесия, где дается выбор между верхом и низом; таким образом возникает сомнение, и это, так сказать, и есть "покаяние"." Ниже читаем о Тринадцати покаяниях Пистис Софии следующее: "Иалдабаоф, Сила с ликом льва, "принцип" кама, лже-свет в Хаосе, которому помогают 24 материальные (точнее - от греч. хиле - гилические, т.е. соотв. тонкой материи, или 12-ти Эонам, Геймармене (Судьбе) и Сфайре (Сфере)) Эманации - отражения 24 Небесных Эманаций, соратников Пистис Софии, общим числом 24х2=48, которые вместе с той силой или аспектом, в котором в любое время можно увидеть все целиком, составляют 49.

Сперва она произносит 7 покаяний. В четвертом из них, поворотной точке суб-цикла, она молится, чтобы Образ Света не отвернулся от нее, ибо настало время, когда покаяние обитателей Мест (Топои) Нижних должно быть сочтено "Тайной, образующей Тип Расы" (т.е. Четвертой Коренной Расы). В 7-м покаянии Свет (Высший Манас) прощает ее грех, из-за которого она покинула свое Место и пала в Хаос, но из первой Тайны все еще не пришло указание полностью освободить ее из Хаоса. Т.о., в заключении 7-го покаяния, когда она оправдывается тем, что сделала это в неведении, благодаря своей любви к Свету, - Иисус, посвященный на объективном плане и Свет на плане субъективном, без указания Первой Тайны (т.е. одной лишь силой манаса, без буддхи), поднимает ее в сравнительно менее тесное Место Хаоса, но Пистис София все еще не знает, благодаря кому это произошло (т.к. только буддхи мог бы "подсказать" это).

На 9-м покаянии Первая Тайна частично принимает ее молитву и посылает Иисуса, Свет, тайно помочь ей, т.е. чтобы об этом не знали Силы Эонов; после этого Пистис София распознает Свет. 4 ее последующих гимна сознательно поются Свету и являются благодарностью и упованием на то, что кармическое правосудие вскоре догонит ее притеснителей, а сама она молит о свем освобождении от "греха" - от камической силы (т.е. силы страсти) с ликом льва. После 13-го покаяния Иисус снова, сам по себе, без Первой Тайны, испускает из себя сияющую Силу Света и посылает ее на помощь Софии, чтобы поднять ее еще выше, пока не придет указание освободить ее полностью."

Эти 13 покаяний имеют, видимо, соответствие 13-ти Эонам, находящимся под Плеромой, но конкретная расшифровка этих соответствий представляется нам весьма сложной (могли бы помочь нам в этом, скорее всего, тексты "Зостриан" и "Марсан" из Корпуса Наг Хаммади, но если бы они лучше сохранились).

К Главе 33: а) Мк. 4.9.

К Главе 34: а) Пс. 68. 2-37.

К Главе 36: а) Пс. 70.1-13.

К Главе 37: а) Мф 16.19, 18.18.

К Главе 38: а) Мф. 5.3.

б) Пс. 69. 2-6

К Главе 39: * Так мы, вслед за М.К. Трофимовой (см. "Знаки Балкан") переводим греч. "Antimimon Pneumatos" (в коптской транслитерации - "Antimimon Pneuma") тогда как Е.П. Блаватская (см. "Pistis Sophia") вслед за Ч.У. Кингом ("см. Gnostics And Their Remains" by C.W. King, L., 1887), а также V. Mc. Dermot (Nag Hammadi Studies, #9, Leiden, E.J. Brill, 1978) переводит его как Spirit Counterpart, т.е. Копия Духа. Вот как трактует "Копию Духа" Блаватская: "К.Д. - это один из принципов в строении души, в изготовлении которой играют свою роль каждый из Планетарных Правителей. Эта работа завершается тем, что душу снабжают Глотком Забвения, или Снадобьем Леты, которая сварена из спермы Дьявола (!) и побуждает людей ко всевозможным плотским желаниям; это злой гений человека, некий вид духовной субстанции, окружающей душу."

К Главе 40: а) Мф. 19.12.

б) Пс 101.2-22.

К Главе 42: а) Мк. 4.9.

К Главе 43: а) Мк. 4.9.

б) Мк. 4.9

в) Втор. 19.15; Мф. 18.16.

г) Пс. 87.2-19.

* Здесь нет вопросов по поводу Филиппа и Фомы - после обнаружения Библиотеки Наг Хаммади стало ясно, что гностические Евангелие от Филиппа и от Фомы действительно существовали (и существуют). Кроме того, есть еще и христианско-апокрифическое Евангелие Детства, также приписываемое Фоме. Кстати, это Евангелие также имеет ярко выраженные гностические черты ввиду того, что намекает на призрачность - с самого детства, т.е. еще до всяких крещений - земного тела Иисуса, напоминает Е.П.Б. (см. о докетах). Сложнее с Матфеем. Несмотря на немалое количество четких параллелей в нашем тексте с новозаветным Евангелием от Матфея, Е.П.Б. уверяет, что в данном случае речь идет, скорее, о несохранившемся "Евангелии согласно Матфею", отрывки из которого (наверняка, как он любил, сильно искаженные) приводил Ириней (Евангелие, которое, вероятно, в числе прочих комментировал Василид в своих 24 несохранившихся томах евангельских комментариев - очевидно, что речь у него шла не о ныне канонизированных Евангелиях Нового Завета).

К Главе 44: * Великая Тайна Спасения, по Блаватской, - это Тайна Невыразимого (Атма в индуизме, или высший духовный Принцип в человеке, тождественный частичке Брахмы как высшего Божества), или та же самая Первая Тайна, или Высшая Мудрость (план буддхи в индуизме), от которой исходят все Эманации. Она исходит от Несказанного, а также пребывает в Нем, в то же время являясь Высшим Принципом Прощения Грехов. В др. месте Е.П.Б. намекает, что "прощение грехов" следует понимать как некую отсрочку кармического воздаяния - перенос некоей его части из загробного мира в будущее телесное воплощение, где человек уже фактически является другим. Так что это, в каком-то смысле, действительно не отсрочка возмездия, а "прощение грехов", почти как в ортодоксальном христианстве.

К Главе 45:

* Е.П.Б.: "Бог, или Высшая Триада [валентинианской Плеромы], поясняет Е.П.Б., будет судить "богов", Низший Квартернарий" или Квадрат, см. карту Плеромы в "Pistis Sophia" Е.П.Б..

а) Пс. 129.1-8.

б) Мф. 26.29.

в) Лк. 22.30.

г) Пс. 81.1.

К Главе 46: а) Пс. 24.1-22.

К Главе 48: * Е.П.Б.: "Силы Низшего Квартернария", см. прим. к Гл. 45.

** Е.П.Б.: "т.е. время моей эволюции в материи".

*** Е.П.Б.: "Есть 24 Эманации свыше и 24 - снизу, которые вместе с Софией, которая находится то вверху, то внизу, и с их синтезисами, составляют 49 огней". В другом месте Е.П.Б. указывает, что когда Иисус приходит в каждое следующее Место, "светясь в 49 раз сильнее, чем в предыдущем", то и эти пассажи означают, что его всюду сопровождают "49 Огней Восточного Оккультизма", однако суть этих Огней не поясняется. В комм. к "Веданта Сутре" (СПб., О.В.К. 1995), однако, читаем, что это "Боги Огня", а из пр. трудов Блаватской понимаем, что это скрытая символика как Семи Коренных Рас человечества с их семью Подрасами (7х7=49, см. "Тайную Доктрину"), так и семижды семи основных и дополнительных Принципов в человеке, развиваемых им во время воплощения в каждой из этих Рас и Подрас под руководством Богов Огня. О семеричной системе в эзотеризме см. тж. более популярного толка книгу: А. Подводный. Повесть о Тонкой Семерке. СПб., 1995.

К Главе 49: а) Пс. 30.2-19.

К Главе 50: * Вот что пишет о 12 Престолах Е.П.Б. в "Тайной Доктрине", II, 80: "Те, кого теологи называют Престолами и Сиденьями Бога, очевидно, суть первые воплощенные люди на земле..."

** Двенадцать Колен Израилевых, полагает Е.П.Б., как здесь, так и в Библии, суть аллегория, указывающая на людей материального мира. Ранее в тексте говорилось открыто, что Египет и есть материя. Теперь тот же вывод можно сделать и об Израиле: "Исход детей Израиля из Египта (то есть из тела) был остановлен водами Великого Иордана (символ духовного рождения), которые обратились вспять и вынуждены потечь вверх благодаря Иисусу (Philosophumena, V,7)." Так писал Ипполит о части учения наасенов.

К Главе 51: а) Пс. 34.1-28.

К Главе 52: а) Мф. 20.16, 19.30; Мк. 10.31; Лк. 13.30.

К Главе 53: а) Пс. 119.1-7.

К Главе 54: а) Пс. 51.3-11.

К Главе 56: а) Пс. 108. 1-27.

К Главе 57: а) Пс. 50.3-6.

К Главе 58: а) Оды Соломона,___.1-9. (Эти Оды - ветхозаветный апокриф, называвшийся недоброжелателями также "Одами Псевдо-Соломона". Везде, где стоит __, вина за это - на издателях "Пистис Софии" ХХ века, в сносках указывавших только № стихов, но не глав Од Соломона, текст которых нам, впрочем, здесь недоступен; видимо, им он также был недоступен.)

* Итак, София с этого момента поет 4 радостных гимна, и в это время Сила Света становится, по Е.П.Б., "венцом над ее головой, а ее Hyle (Вещество на греч.), или "плотские" пристрастия, очищаются, тогда как духовные силы, или Силы Света, которые она все еще сохранила, соединяются с "Одеянием Света", опустившемся на нее. После этого Завет был исполнен, и Первая Тайна, в свою очередь, послала Великую Силу Света, которая, соединившись с первой Силой, испущенной "Светом", и стала великим Излиянием Света, - эта Сила была самой Первой Тайной, Смотрящей Вовне (на Внешние Части), т.е. Буддхи-Манасом на своем собственном плане, и "прославленным" посвященным в этой, физической сфере. Она пришла из Первой Тайны, Смотрящей Вовнутрь (во Внутренние Части), т.е. из Атма-Буддхи, или Отца. Когда это свершилось, то Пистис София, или Низший Манас, вновь очистилась благодаря сизигию." Но ее полное освобождение от Сил Хаоса еще впереди, т.к. чем ближе оно, тем сильнее сопротивление Эманаций Hyle (астральной материи, или Вещества).

К Главе 59: а) Оды Соломона 19.1-4.

б) Откр. 21.6, 22.12.

К Главе 60: а) Пс. 84.11-12.

К Главам 60 (Книга 1) - 63 (Книга 2): Пс. 84.11-12.

К Главе 62: * Для пояснения этих 12-ти буквенно-телесно-цифровых соответствий данной главы Е.П.Б. предлагает таблицу (см. Е.П.Б., "Скрижали Кармы", стр. 178-179) и заметки о системе Марка, распределявшего буквы среди частей тела Антропоса, Первого Человека (Адама Кадмона Каббалы, символа макрокосмоса как такового). "Продукт или синтез 12 частей тела - это Сын, Христос, 13-й. 6 наверху и 6 внизу и 13-й, или точка равновесия, в центре. Пистис София "теперь" находится в 13-м Эоне, и Иисус в своем пути в Вышину повернул 6 Эонов направо и 6 - налево.

"... Это - толкование Второго", т.е., считает Е.П.Б., шестого принципа, или Буддхи, т.к. это либо шестой, либо второй принцип, либо Тайна.

Очевидно, что здесь приведено не все Имя. Ибо читаем в Комм. дальше: "Семь гласных букв (греческого алфавита, "у нас" в тексте их только 4) - это 7 Небес, Альфа - Первое, Омега - Последнее, Йота - Четвертое, или Небо Середины. 24 буквы (греческого алфавита) подразделяются на 9 непроизносимых (Β Γ Δ Θ Κ Π Τ Φ Χ), принадлежащих Отцу и Истине и называются так потому, что они невыразимы (как Отец - Несказанный) и их нельзя ни услышать, ни произнести; 8 полугласных (Ζ Ξ Λ Μ Ν Ρ Σ Ψ), принадлежащих Логосу и Жизни, получают Эманацию свыше и Возврат снизу, поскольку находятся на полпути между немыми и гласными; и 7 гласных (Α Ε Η Ι Ο Υ Ω), или Звуков (Гласов нашего текста), относящихся к Человеку и Собранию (или: Церкви, Организации, Экклезии и т.п., в зависимости от мастерства перевода с коптского или греческого), ибо звук голоса придал форму всем вещам. В этой классификации ясно видно трихотомическое деление на арупу (санскр. "бесформенность"), рупу (планы форм) и некое промежуточное подразделение..." Далее тж. см. Е.П.Б., стр. 80-82, там же.

ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ 2.

К Главе 63: а) Мф. 3.16.

К Главе 65: а) Оды Соломона, ___.7-14.

К Главе 67: Пс.90.1-16.

* К. Шмидт полагает, что в коптском тексте опечатка: должно быть - "из Двенадцатого Эона".

К Главе 68: а) Мк. 4.9.

* Е.П.Б. объясняет смысл термина "Оркус" (букв. - "тюрьма", которой правит древнеримский бог подземного царства - Орк): "Преисподняя состоит из трех частей: Оркуса, Хаоса (ниже у нее же читаем, что как минимум Хаос имеет еще три уровня, отсюда ссылки в тексте на то, что Пистис София "еще не полностью была извлечена из Хаоса") и Тьмы Внешней... В аллегорическом описании судьбы греховной души, т.е. участи низших принципов человека после смерти, нам сообщают, что в Оркусе души мучают огнем, в Хаосе - огнем, темнотой и дымом, а во Тьме Внешней плюс к тому еще и градом, снегом, льдом и ужасным холодом. Все это делает эти три области, или локи в индуизме соответствующими кама-рупе (телу желания), линга-шарира (т.н. "астральному телу" теософов и антропософов) и стхула-шарира (физическому телу). Т.о., когда мы читаем, что "они отбросили меня в Оркус, (где) во мне не было Света", мы естественно можем понять, что принцип "кама" с необходимостью делает тусклым и неясным Свет Духовных Принципов и лишает их присущей им силы (Силы).

** "Вовеки веков". Е.П.Б. в Комм. 15 (см. "Весть Е.П.Б."; Л-д, 1991) напоминает, что "Вечность" имеет на Востоке совершенно иное значение, чем у нас на Западе. Она означает обыкновенно 100 лет, или Веков Брамы, или одну Маха-Кальпу, продолжительность которой определяется в 311.040.000.000.000 земных лет.

К Главе 69: а) Оды Соломона, ___.1-9.

* Здесь, очевидно, сознательно неверное цитирование хвалебного гимна Пистис Софии: в “оригинале”, напомним, было так: “и я стала светлой в твоей Великой Силе, ибо ты спасаешь меня во все времена”.

К Главе 70: * Е.П.Б. утверждает в этой связи, что Логои (Лучи Логоса) или Спасители всех народов изображаются наступающими на голову или головы змея или дракона, или пронзающими монстра присущим им оружием силы. Т.о. представляется победа Духа над Материей ("Старым Змеем" или "Великой Бездной")... и "боги", или силы природы побеждаются со временем божественным "повстанцем", Асурой, "Драконом Мудрости", побивающем дэвов, т.е. активность Манаса побеждает пассивность Чистого Духа (Духовного Змея)... Т.о. Семиглавый Василиск данного текста несомненно символизирует низший, материальный аспект Эманаций Вселенной, а не первоначального, Духовного Змея (Офис) в ореоле семи его Лучей, или Семи Гласных Звуков... Гностики - офиты говорили, что этот Змей (Офис), в наказание за то, что научил Адама и Еву (Третью Коренную Расу, см. "Тайную Доктрину") восстать против Иалдабаофа, был изгнан в нижний мир и породил шесть сыновей, т.е. должен был воплотиться в телах Шести Рас (Седьмая - она же первая - его тогдашнее, бесплотное, "воплощение"). Тж. практически все древние системы учили под различными аллегорическими покровами о существовании семи состояний материи (физика, астрал, ментал, буддхи и т.п.), семи небесных телах планетарной цепи, семи принципах в человеке и т.п..

К Главе 71: а) Оды Соломона, ___.1-11.

* В нескольких последних цитатах, объединенных прим. в виде одной *, искажен текст различных мест хвалебного гимна, но смысл его сохранен, поэтому здесь мы не цитируем “оригинал”.

** В “оригинале” хвалебного гимна: “Силу их Света”.

*** В последних двух цитатах несколько искажен текст хвалебного гимна, но смысл его сохранен, поэтому здесь мы, опять же, не цитируем “оригинал”.

**** Неверное цитирование покаянного гимна; в “оригинале” было: “И ты спрямил путь их (моих Членов)”.

***** Неверное цитирование покаянного гимна; в “оригинале” было: “Ты поместил в меня Свет твоего Излияния”.

К Главе 72: а) Пс. 29.2-4.

К Главе 73: а) Пс. 29. 11-12.

К Главе 74: а) Пс. 102.1-5.

б) Пс. 39.1-3.

К Главе 78: а) Пс. 7.2-7.

К Главе 80: а) Пс. 7.12-17.

К Главе 81: * Вот как комментирует произошедшее Е.П.Б.: "Пистис София поет [последний] хвалебный гимн своему [полному] освобождению из оков Хаоса. Так она становится свободной и вновь обретает память. Но все же Аутадес и Адамас еще не были покорены полностью, ибо все еще не пришло указание от Великой Тайны, Смотрящей Внутрь, т.е. Отца. Поэтому Великая Тайна, Смотрящая Вовне, опечатывает и изолирует эти Места и их Архонтов до тех пор, пока не завершатся три срока, т.е. до конца 7-го Круга (мы сейчас находимся в 4-м), когда человечество перейдет в межпланетную [пара]нирвану. (См. "Тайную Доктрину".) Однако эта Нирвана - это состояние вне пространства и времени, как мы их понимаем, и потому оно может быть достигнуто "сейчас и внутри", но лишь очень святыми людьми, налджорами и архатами, которые могут достичь высочайшей степени мистического созерцания, называемого на Востоке "самадхи". Ибо тогда "откроются Врата Сокровища Света", как это описано в нашем тексте, и "странник" переправится через нирванические Небеса.

К Главе 82: а) Пс. 106. 1-21.

К Главе 83: а) Мф. 7.7-8; Лк. 11.9-10.

* Имеются в виду 24 Невидимых 13-го Эона, которые данный Эон и замыкают. Е.П.Б. дает следующее устройство 13-го Эона: "Великий Невидимый Пред-Отец, сизигия которого - Барбело. Два Великих Троесильных, эманирующих 24 Невидимых, включая саму Пистис Софиюи ее сизигия, причем она - наинизшее их порождение. Аутадес (Дерзкий), Третий Великий Троесильный."

К Главе 84: * Греч. Heimarmene означает Неотвратимую Судьбу. Считается (см. "Словарь Античности"), что впервые это понятие в философию ввел Гераклит, отождествляя его с Логосом. Позднее Heimarmene становится центральным пунктом стоической философии. Не путать с Мойрой - см. прим. к Гл. 111.

К Главе 86: * Итак, подытожим. 12 Спасителей 12-ти Чинов (или наоборот) обладают Семью Гласами и Пятью Деревьями. Эти Гласы и Деревья должны быть в Месте Душ, получивших по одной (на n-е кол-во душ) из Тайн (от) Первой Тайны Наследий (или Внутренних Частей) Света.

** Внутренние Части Света в англ. тексте Блаватской - Наследие Света (Inheritance of the Light), в ед.ч. Она предлагает следующую схему Наследия Света: оно делится на Правое Наследие (Высшее) и Левое Наследие (Низшее). К Правому восходят Три Аминь, затем Пять Деревьев, затем Семь Аминь, или Семь Гласов (Семь Звуков), от Левого же нисходят Двенадцать Спасителей и по Три Стража на каждые из Трех Врат Сокровища Света, итого 9 Стражей. Между Правым и Левым Наследием и курсируют Двойные Спасители. Продвинутые ученики должны стать Царями в Месте Первого (из 12-ти) Спасителя в Левом Наследии, т.е. Первой Тайны Первого Голоса Сокровища Света в Правом Наследии.

Каждое Место в гностицизме имеет свои Врата и Покровы, значит, и Сокровище Света, по мере приоткрывания Врат и Покровов превращающееся в Наследие Света (по аналогии с тем, как наследство становится таковым вместо абстрактного "богатства" лишь после того, как нотариус при свидетелях вскрывает конверт с завещанием), имеет трое своих Врат, или суб-плана, соответствующих, по мысли Е.П.Б., трем йогическим состояниям сознания: бодрствования, сна и сна без сновидений (последнее состояние в экзотерическом буддизме - пограничное между Сансарой и Нирваной).

При этом, что касается Пяти Деревьев Правого Наследия Света, то над 1-м Деревом стоит Иеу, Смотритель Света, над 2-м Деревом - Страж Покрова (Сокровища Света), над 3-м Деревом - Два Великих Правителя, над 4-м и 5-м Деревьями - Мелхиседек (Великий Паралемптор, Приемщик, Света). Наконец, выше всех в Правом Наследии Света стоят другой (вернее, Первый) Иеу - Отец Отца Иисуса, и эманировавший из него Великий Саваоф, Благой, или Отец Души Иисуса.

*** в которых Спасители пребывают "теперь", то есть в Сокровище Света.

а) Мф. 13.39.

б) Мк. 4.9.

в) Мф. 19.30, 20.16; Мк. 10.31; Лк. 13.30.

г) Мк. 4.9.

К Главе 90: а) Мф. 6.21; Лк. 12.34.

К Главе 91: * Именно Трем Тридуховным, полагает Е.П.Б., соответствуют 3 Пространства, причем первым двум Пространствам, направленным во Внутренние и во Внешние Части (Света) (или находящиеся там) соответствует по 12 из 24 Тайн Первой Тайны, а Третьему Пространству соответствует множество прочих Тайн Первой Тайны (выходит, их больше 24?) и Первая Заповедь (у Блаватской, здесь, - The First Statut).

К Главе 95: а) Мф. 11.28, 11.30.

* Е.П.Б., опираясь на более литературные переводы Шварца и Амелинью, пишет несколько иначе: "и сия Тайна знает сама, почему она сдирает с себя кожу так, чтобы изойти из Несказанного...", т.е. снимает с себя очередную оболочку из "вещества" (хиле) той или иной плотности: "кожаные одежды" в гностицизме всегда обозначают ту или иную материю.

Итак, подытожим, с помощью Е.П.Б. то, что мы знаем о Несказанном и его атрибутах. Несказанный состоит из нескольких Частей (видимо, Внешней, Внутренней, Верхней, Нижней, Глубокой, Широкой и, возможно, еще нескольких). Последняя из этих Частей содержит в себе иерархии Сверх-Тридуховного и Пред-Тридуховного. Последний Чин этих иерархий включает в себя Двенадцать Пред-Тридуховных: в этом Чине нет сущностей, способных к эманациям. Вслед за этим идет Пространство Несказанного как Единый Мир, очевидно, тождественный Плероме, т.к. только этот мир сохранил подлинное единство.

Проследим числовые соответствия в этой непростой системе: Великий Свет - отражение Первой Заповеди (Снизу), или Первой Тайны + Пять Парастатаи (Помощников) как отражения Пяти Печатей (пять тонких + пять грубых элементов, в частности, в человеке). Итого 1+1+5+5=12. Блаватская пишет далее: "И вот нас учат, что некий новый элемент развивается с каждой новой Коренной Расой, а т.к. мы уже на две трети в 5-й Коренной Расе, то 5-й элемент из 7 уже находится на пути к эволюции. Мы имеем, т.о., ключ к пониманию 7 Аминь, и 3 Аминь, к 5 Деревьям, 12 Спасителям и соответствующим им Тайнам. (И то) речь идет лишь о последнем отражении этих сущностей на физическом плане бытия". Их психические, духовные и божественные прототипы остаются скрытыми под эзотерическими покровами - как в "Пистис Софии", так и у самой Блаватской, и "не могут быть описаны в словесном виде". Впрочем, Е.П.Б. не дожила до находки в Наг Хаммади, где в совокупности ряда космологических текстов если не психические, то духовные и божественные сущности описываются более подробно, чем в нашем тексте. Что же касается 12 Спасителей, то им вполне соответствуют 12 Отцовств "Книги Величий Божьих", или текста б\н из Кодекса Брюса.

К Главе 96: а) Мф. 19.28; Лк. 22.30.

б) Ин. 12.26.

* Иринии. Ср. с Кэрес Эриниес в "Орестее" Асклепия и др. его произв-ях. "Словарь Античности" так описывает Иринии: "Э. - богини мщения подземного мира (рим. Фурии), родились из капель крови, упавших на Землю при оскоплении Урана, властные защитницы нравственных устоев. Безжалостно и неустанно карали они всякую несправедливость, в особенности убийства, наказывая виновного безумием (преследование Ореста), насылая на него порчу и смерть. Часто выступали втроем - Аллекто (Непросящая), Мегера (Завистница) и Тисифона (Мстящая за убийства). Э. изображались в облике, внушающем ужас, со змеями в волосах, факелами и бичами, производящими страшный шум. В Афинах почитались как эвмениды. В Афинах почитались как Эвмениды - божества [не мщения, но] благодати, предотвращающими несчастье и дарующими плодородие..."

** Т.е. два аспекта - низший и высший - манасического луча, как полагает Е.П.Б.

К Главе 97: а) Мф. 10.41

К Главе 98: а) Откр. 20.4.

К Главе 99: * Е.П.Б. предлагает сопоставить эту гностическую хронологию с браминской у индусов: День и Ночь Брамы, Год Брамы и т.п.

К Главе 100: а) Мф. 17.7; Мк. 9.19; Лк. 9.41.

б) Мф. 15.16-17.

в) Мф. 7.7; Лк. 11.9.

г) Мф. 9.12; Мк. 2.17; Лк. 5.31.

К Главе 101: * Вероятно, эта глава является позднейшей вставкой в Книгу 2, т.к. после нее, скорее всего, также вместе с узором следовал текст: "Часть Книг Спасителя".

ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ 3.

К Главе 102: а) Мф. 8.12, 13.42, 13.50, 22.13, 24.51, 25.30; Лк. 13.28.

б) Мф. 9.13; Мк. 2.17; Лк. 5.32.

К Главе 104: а) Мф. 18.21; Лк. 17.4.

б) Мф. 18.22.

К Главе 105: а) Мф. 18.15-17; Лк. 17.3.

б) Втор. 19.15; Мф. 18.16.

К Главе 106: а) Мф. 8.12 и далее.

К Главе 107: а) Мф. 10.11-12.

б) Мф. 10.14; Мк. 6.11; Лк. 9.5, 10.11.

в) Мф. 10.12-13; Мк. 6.10; Лк. 9.4-5, 10.5-6.

К Главе 111: а) Мф. 24.4-5.

* См. прим. к Гл. 39.

** Мойра - одна из Мойр, греч. богинь судьбы (не путать с Геймарменой, см. прим. к Гл. 84), определяющих срок жизни человека; дочерей Зевса и Фемиды; иногда их изображали в образе старух (см. "Словарь Античности"). Наиболее известны три из Мойр: Клото (прядет жизненную нить), Лахезис (определяет участь человека - именно она, очевидно, имеется в виду в нашем тексте), Атропос (перерезает жизненную нить). Мойры в теософской традиции соответствуют Блюстителям Кармы (которых может быть и больше трех) - Божествам планетарных цепей в более или менее плотных низших мирах.

*** Метаболии - греч. же их синоним в ед.ч. - метемпсихоз, или англо-санскр. реинкарации (reincarnations).

К Главе 113: а) Мф. 22.19-21; Мк. 12.15-17; Лк. 20.24-25.

б) Рим. 13.7-8.

в) Мф. 10.36.

г) Мф. 5.25-26.

К Главе 114: а) 1 Кор. 2.9.

К Главе 116: Лк. 12.49-52.

К Главе 118: а) Пс. 31.1.

б) Пс. 31.2.

К Главе 120: а) Мф. 5.13; Мк. 9.50; Лк. 14.34-35.

К Главе 121: а) Мф. 24.43; Лк 12.39.

К Главе 122: а) Лк. 13.6-9.

К Главе 124: а) Мк. 4.9.

б) Лк. 12.47-48.

К Главе 125: а) Мф. 7.22-23, 25.11-12.

б) Мф. 8.12, 22.13; Лк. 13.24-28.

в) Мк. 4.9.

К Главе 130: а) Откр. 3.7.

б) Лк. 16.9.

К Главе 131: а) Мф. 10.37; Лк. 14.26.

К Главе 132: а) Исх. 21.17; Мф. 15.4; Мк. 7.10.

б) Исх. 21.17.

К Главе 133: а) Лк. 11.9-10; Мф. 7.7-8.

б) Мф. 3.11-12; Лк. 3.16-17.

К Главе 134: а) Мф. 16.3.

б) Втор. 19.15; Мф. 18.16; 2 Кор. 13.1; 1 Тим. 5.19; Евр. 10.28.

в) Быт. 8.4.

г) Еккл. 7.8.

* Т.е. над Семью Звездами - тж., возм., Плеядами Звезд. См. в т.ч. Е.П.Б..

 

ПРИМЕЧАНИЯ К КНИГЕ 4.

Не вдаваясь здесь в подробности, согласимся с мнением немецких исследователей, согласно которому эта Книга, скорее всего, - позднейшая вставка в данный Кодекс и является, следовательно, переводом совсем другого текста, близкого по содержанию к концу Книги 2 и к Книге 3. В конце Книги 4 есть также еще более позднее добавление, призванное, видимо, загладить ощущение незаконченности столь обширного повествования. Лучшие, на наш взгляд, комментарии к "4-й Книге П.С.", даже заставившие нас почти отказаться от собственных - см. М.К. Трофимова. "Четвертая Книга Pistis Sophia" \\

ВДИ, 4-1999 - 1-2000.

К Главе 136: а) 1 Кор. 15.4.

б) Мф. 10.37, 19.27, 19.29; Мк. 10.28 и далее.

в) Мф. 10.2 и далее; Мк. 3.18.

К Главе 137: * Здесь упоминаются Имена только двух из Трех Троесильных; некая Сила от Первого из них излучается, согласно Е.П.Б., в Арес, т.е. на Марс, а от второго в Арес, т.е. на Меркурий. Здесь же сказано, что Сила Великого Невидимого пребывает в Гермесе, то есть - на Сатурне, а Сила Пистис Софии, дочери Барбело - в Афродите, то есть - на Венере.

К Главе 138: а) Мф. 19.29; Мк. 10.29.

К Главе 141: а) Мф. 16.19.

б) Ин. 20.22.

в) Мф. 3.16; Лк. 3.22; Ин. 1.32.

г) Лк. 12.49.

д) Ин. 4.10, 4.14.

е) Мф. 26.27-28.

ж) Ин. 19.34.

з) Мф. 28.16.

и) Мф. 16.19, 18.18; Ин. 20.23.

К Главе 147: а) Быт. 25.29-34.

б) Мф. 8.12 и далее.






2001-2020 | Русская апокрифическая студия | О студии